О реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, получившего право на финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации за 2018- 2019 гг.
3.3. Реализация индивидуальных программ учебного самостоятельного проживания для подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни
На базе учреждения проведено усовершенствование кабинета социально-бытовой адаптации, разделение на отдельные зоны: кухня, гостиная.
Для успешного решения задач социальной адаптации и реабилитации, школьники, в силу особенностей своего психофизического развития, нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития.
Созданы условия для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в рамках реализации программы урочной и внеурочной деятельности.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний проведены:
- практические работы по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»;
- проведены сюжетно-ролевые игры по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище», «Трудоустройство»;
- демонстрации видеофильмов, презентаций;
- экскурсии (на сельскохозяйственные объекты, в магазины, в отделение связи, на транспорт).
Результаты на данном этапе: формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещений и прилегающей территории, интереса к приготовлению пищи, навыков работы с бытовой техникой, овладение основами этикета (сервировка стола, пользование столовыми приборами, встреча гостей и другое).
Обучающиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната с ментальными нарушениями, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе-интернате нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, — в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
Всего участников: 50 обучающихся (в рамках групповых занятий) и 2 (по индивидуальным программам)
Количество педагогов, задействованных в работе с данными детьми по данному направлению (учителя, воспитатели, специалисты), составило- 15 человек.
3.5 разработка и реализация организациями разной ведомственной принадлежности программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей целевых групп
Приобретено необходимое оборудование для столярной мастерской.
Педагогами, психологами школы- интерната проводятся профдиагностические обследования, профконсультации, что позволяет оценивать адекватность профвыбора воспитанника его психическим возможностям, способствует выявлению задатков и трудового потенциала детей, а также формированию практической и социально- психологической готовности к труду.
Одним из видов профессионально- трудового обучения в школе- интернате является столярное дело.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Программа реализуются в двух направлениях: теоретическом и практическом. Обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практическом опыте в условиях школьной мастерской: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению. Готовые изделия используются для нужд школы: разделочные доски, стулья, скамейки, беседка и т.д.. Так же с готовыми изделиями ребята участвуют в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках. Данная программа позволяют подготовить школьников к поступлению в ПУ соответствующего профиля и дают знания для социализации и адаптации.
Результаты на данном этапе: формирование у воспитанников и выпускников школы- интерната комплекса трудовых навыков, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности.
Всего участников: 20 обучающихся.
Количество педагогов, задействованных в работе с данными детьми по данному направлению (учителя, воспитатели, специалисты), составило- 12 человек.
Работа в данных направлениях будет продолжена.
Кабинет социально-бытовой адаптации и столярная мастерская, в совокупности с реализацией других учебно-воспитательных программ и мероприятий, позволяет создать условия для оценки детьми своих возможностей в освоении социальных ролей во всех сферах жизнедеятельности. У детей формируется определенная социальная позиция и ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в самостоятельную жизнь.